понедельник, 13 февраля 2012 г.

«Некто Фрейд – душевнобольной доктор»



Известно негативное отношение В. Набокова к психоанализу Фрейда. Излишне цитировать многочисленные примеры из произведений, интервью, лекций в которых он уничижительно высказывался о фрейдизме. И в своем последнем неоконченном романе «Лаура и ее оригинал» называет автора книги, которую прочитала Флора, неким Фрейдом - душевнобольным доктором.
Написал бы один раз: «Фрейд – сумасшедший идиот, покончивший жизнь самоубийством (укол морфия) после прочтения «Шагреневой кожи», его психоанализ полная чушь». В чем причина постоянного возвращения к этой теме? Я предполагаю, что особо ненавистным в учении Фрейда было понятие Эдипова комплекса - «бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола». Сомнительность и бездоказательность тезиса биологической детерминированности Эдипова комплекса понятны.
Для Набокова детство это рай и любовь к родителям составная часть его. В отличие от персонажа последнего романа Ф. Вайльда - профессора экспериментальной психологии которому: «В детстве мне часто снился один и тот же сон, в котором я видел как бы след от грязного пальца на обоях или на белой двери, и это омерзительное пятно оживало и превращалось в ракообразное страшилище. Когда его придатки начинали шевелиться, я содрогался от нелепого ужаса и просыпался; но в ту же ночь или в следующую предо мной снова невзначай оказывалась какая-то стена или ширма, где грязное пятнышко привлекало внимание неискушенного сновидца тем, что начинало расти и делать нащупывающие и хватательные движения, — и снова мне удавалось проснуться, прежде чем раздувшийся комок отлипал от стены. Но вот однажды ночью то какая-то особенность положения моего тела, то ли вмятина в подушке или складка одеяла настроили меня бодрее и решительнее обыкновенного, но я позволил пятну начать свою эволюцию и, натянув воображаемую варежку, просто- напросто стер гадину прочь. Еще три или четыре раза объявлялась она в моих снах, но я уже отнюдь не отвращался от ее разбухающей тушки и не без удовольствия ее вымарывал. В конце концов она перестала мне досаждать — как когда-нибудь перестанет и сама жизнь». Набоков мог сказать словами Пушкина: «О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу..».

Поэтому интересно как предположительно кончается роман:
«..Ну надо же, как назло, мои поезд. Ты тоже едешь?
— Никуда я не еду. Жду одного человека. Ничего особенно интересного. Отдай мне пожалуйста книгу.
— Да, но я просто должна найти тебе это место. Это не в самом конце. Ты будешь визжать от смеха. Самая бредовая смерть на свете.
— Ты пропустишь свой поезд, — сказала Флора».

Д.Набоков сын писателя в в интервью НТВ:
«Знакомая Лауры на станции железнодорожной говорит: вот книга, которая про тебя, ты прочтешь про собственную смерть. Это замечательная смерть. И эта сцена, мы думаем, совпадает с концом главной части книги, потому что приходит поезд, и одна из этих двух дам уезжает, а вторая, которая, может быть, представляет собой читателя, осталась одна. И никогда не узнает, что будет дальше».


А вот и наш Фрейд «Толкование сновидений»:
«Благодаря аналогичному впечатлению сновидение об опоздании на поезд может быть отнесено к этой же группе. Толкование его подтверждает эту мысль. Сновидения эти заключают в себе утешение в испытываемом во сне страхе: боязни умереть. "Отъезд" - один из наиболее употребительных и понятных символов смерти. Сновидение утешает нас: "Будь спокоен, ты не умрешь (не уедешь)..»